В современной литературе по истории каратэ авторы, рассуждая об истоках того или иного окинавского направления, нередко отсылают читателя к фуцзяньскому стилю «Кулака Белого журавля». А между тем, в Китае журавлиных стилей – великое множество. В одной только провинции Фуцзяни существует 10 стилей журавля. Так что даже сосчитать «журавлиные кулаки» проблематично.
Техника журавля была представлена уже в созданном шаолиньским монахом Цююэ (осенний месяц, мужское имя – Бай Юнфэн) знаменитом «Кулаке пять зверей», который, как считается, на протяжении столетия является основой шаолиньского «кулачного искусства». Здесь раскрывается система боя на основе повадок 5 животных: журавля, тигра, змеи, дракона и леопарда. Система уже существовала к началу эпохи Цин (1644-1911), когда и началось оформление семьи «журавлиных стилей» провинции Фуцьзянь.
Основополагающие стили Окинавского Годзю-рю составляют «Кулак тигра» ( Хусин – цюань) и «Кулак белого журавля» (Байхэ – цюань). Кулак тигра призван укрепить кости. Он рассчитан на физически сильных людей, включает многочисленные мощные прыжки и удары «лапой тигра»: «Необходимо, чтобы Ци (энергия) бурлила, наполняя все тело. Руки крепко напряжены, поясница наполнена. Единое Ци пронизывает все тело, циркулируя от начала и до конца без малейших перерывов. Подъем и опускание Ци внутри организма соответствует изменениям во внешней форме, а гневный взгляд усиливает ее. Форма подобна тому, как яростный тигр выхолит из леса и ударами своих когтей сносит горы».
Кулак журавля пестует «Семя» (Цзин), требует отличной координации в работе разных частей тела: «Цзин журавля произрастает из ступней, но дух его проистекает из спокойного состояния сознания, поэтому необходимо очистить Цзин и сделать свой дух продолжением стали». Таким образом, тренировка в Кулаке журавля обеспечивает контроль над потоками внутренней энергии и достижения спокойствия и незамутненности сознания.
Эффективность фуцзяньского Белого журавля определяет его широкое распространение на юге Китая, затем на Тайване и в странах Юго-Восточной Азии. К нему же возможно восходит и знаменитый Юнчунь – цюань (Винчун). Благодаря общему происхождению эти стили довольно близки друг к другу. Так, все стили журавля Фуцзями роднит использование базового комплекса Саньжан (Окинавский санчин) – три схватки, три правильности (Саньжен), три стрелы – Саньцзян.
Правда варианты этого комплекса в разных стилях могут существенно отличаться друг от друга, но всех роднит одно: прорабатывают опускание «внутренней ци» в нижний энергетический центр даньтянь, учат задействовать даньтянь при выполнении технических приемов, координируя внутреннее и внешнее, использовать два вида усилия «светлое» и «теплое» (жесткое и мягкое). Стойки должны быть прочными, словно ноги пустили корни в землю. Стопы в стойках либо поставлены параллельно, либо повернуты внутрь носками, колени сведены для защиты паха. Руки в боевой подготовке для эффективной защиты срединной линии, на которой расположены многочисленные уязвимые точки, держат перед собой, опустив и сведя локти, кисти внаружу.
Создание Кулака Белого журавля приписывают девушке по имени Фан Цинян, дочери мастера «кулачного искусства» Фан Чжуна. Фан Чжун (Чжангуан) родился в 1662 (1662-1723) жил в уезде Лишуй округа Чучжоу провинции Чжецзян. Его семья была очень богата, а сам он был благородным человеком, увлекающимся шаолинским «кулачным искусством», и учился у разных мастеров. Он прекрасно владел шаолинским Кулаком Архатов. Когда Чжуну было шестьдесят, умерла его жена и все тяготы и заботы о пожилом отце легли на плечи 16-летней дочери Цинян. Это была красивая девушка, но интересы у нее скорее были мужские: к радости отца она целыми днями тренировалась цюаньфа. Довольный Фан Чжун мечтал передать ей все секреты шаолиньского боевого искусства, но дочери никак не удавалось в полной мере овладеть сложной техникой, рассчитанной на физически сильного мужчину. Тогда Фан Чжун решил передать знания мужу Цинян по имени Чень Дуйси. Однако, переняв умения тестя, Чень неожиданно сбежал в неизвестном направлении и с тех пор его не видели. А Фан Цинян, хранившая верность мужу, переживая свое горе, затворилась в храме Байлянь-сы (Храм Белой цепочки, впоследствии переросший в Храм Белого лотоса).
Предание о прозрении Фан Цинян, когда ей открылись секреты журавлиной энергетики и «усилия», которые можно было использовать в цюаньфа (кулачном искусстве), чтобы сделать его более действенным. Одна версия звучит так. Однажды, со двора храма донеслись странные звуки: по двору носился большой белый журавль. Его движения напоминали красивый танец. Некоторое время девушка с любопытством наблюдала за журавлем, но когда ей надоело и она, чтобы прогнать птицу, запустила в него камнем. Однако, журавль ловко уклонился, отпрыгнув в сторону. Девушка бросила в птицу еще несколько камней, но журавль каждый раз отскакивал. Тогда Цинян, вооружившись бамбуковым шестом, и, размахивая им, попыталась прогнать журавля, но тот прыгал, пригибался и отскакивал, и не один удар в него не попал. Девушка была поражена бойцовским умением журавля. Позднее она все время вспоминала действия птицы и этот бой снился ей даже по ночам. Тогда девушке пришла мысль применить такую технику к цюаньфа.
Другая версия повествует, что большой белый журавль приземлился на крышу храма и Фан Цинян решила его вспугнуть. Бросила в него ткацкий челнок, но журавль ловко отскочил и челнок пролетел мимо. Тогда она бросила в птицу бёрдо, но журавль отбил ее мощным ударом крыла, так что бёрдо улетело далеко в сторону. В конечном итоге, Фан Цинян, изучая повадки и характер движений, способы генерирования силы, соединила с техникой шаолиньского «кулачного искусства», создала новый стиль, который назвала «Кулак Белого журавля».
В других вариантах говорится, что Фан Цинян создала свой стиль, специально, чтобы отомстить за отца. Однако, есть и другой вариант. в соответствии с которым подлинным основателем стиля следует считать отца Цинян - Фан Чжуна, который в юности изучал какую-то разновидность «журавлиного стиля» в Фуцзянском Южном Шаолине. Согласно окинавской «Книге о боевой подготовке» (бубиси), Цинян потребовалось три года, чтобы научиться новому стилю, а в юнчуньских «Генеалогиях кулачного искусства белого журавля (Байхэ Цюанычу)» говорится, что на овладение этими техниками девушка потратила много лет. Как бы то ни было, в итоге появился новый стиль, сочетаюший в себе технику кулака архатов и новые «журавлиные» приемы. В память о своих трудах Цинян переименовала храм «Байлянь-сы» в «Цзяолинь-сы» (Храм совершенствования в учении) - и начала обучать в нем желающих овладеть приемам самозащиты.
Ее слава быстро распространилась по провинции Чжэцзян многие стали проситься в ученики, в их числе были и известные мастера из других школ. Одним из учеников Фан Цинян этого периода был некий Е. Пуси из уезда Туньань провинции Фуцзянь. Хотя он и не достиг настоящего умения, но в своем уезде прослыл большим мастером кулачного боя и его слава дошла до города Юнчунь. Один из жителей данного города, Янь Цидань, специально поехал в Тунъань, чтобы посмотреть на искусство Е. Пуси. Он стал учеником «мастера» и изучил под его руководством основы Байхэ-цюань и, вернувшись домой, сам стал его преподавать.
Янь Цидань и его ближайший ученик Цзен-Сы понимали, что их знания далеки от истины и отправились в путешествие, чтобы найти себе хорошего учителя. Так они, путешествуя, попали под кров во время ливня в тот самый храм, где преподавала Фан Цинян. Их-то и заметил престарелый отец Фан Цинян. Побеседовав Фан Чжун пригласил их во двор, где и познакомил со своей дочерью. Юнчуньцы попросились на ночлег и завели с Фан Цинян беседу о «кулачном бое» и о технике боя с палкой. Многое о чем говорила им девушка, казалось им странным, и Янь Цидань, человек заносчивый и невыдержанный, в конце концов, вызвал девушку на поединок.
За это он жестоко поплатился, да так, что надолго оказался прикованным к постели. Сознавая, что Цинян не хотела причинять ему зла, Янь сказал своему другу Цзенсы, чтобы тот стал ее учеником и стал тренироваться под ее руководством. Это был его последний наказ своему ученику. Цзенсы попросился в ученики Фан Цинян и девушка согласилась. Со временем они поженились и впоследствии у них родились три сына. Более десяти лет Цзенсы тренировался под руководством супруги, пока не овладел всеми секретами Байхэ цюань и не достиг подлинного мастерства Его Саньжань было настолько мощным, что был похож на скалу-пирамиду.
Он стал совершать далекие путешествия, чтобы распространить Байхэ цюань по всему Китаю. Однако, монастырь был подожжен отрядом маньжуров, которые считали храм центром тайной антицинской борьбы. Впоследствии погиб отец Фан Цинян, а сама она, спасая детей бежала от неминуемой смерти. Некоторое время Фан Цинян странствовала, разыскивая мужа, зарабатывая продажей лекарств и снадобий. Ей удалось найти Цзен Сы и они вместе отправились в соседнюю Фуцзянь, где поселились в городе Фунин (уезд Сяпу) и открыли «двор ушу» и начали вместе преподавать Байхэ Цюань. Однако, маньчжурам стало известно их местонахождение и семейной паре вновь пришлось бежать, на этот раз на юг Фуцзяни, на родину мужа, в Юнчунь. Они поселились в глубине гор, в небольшом поселке Хоумяо, пригорода Гуаньчжень. Вскоре они на 100 дней открыли «помост для боев» (лей тай) на площади в храме Гуаньинь-Сы и бросили вызов представителям других школ Цюаньфа. Успешно одолев всех соперников, они утвердили в Юньчуне Байхэ цюань. С тех пор Юньчунь стал центром Кулака Белого журавля. Одним из тех, кто испытал на себе силу Байхэ Цюань был богатый житель деревни Даюй Чжен Мин, мастер стиля Кулак императора Тай-цзу. В поединке он получил тяжелое увечье и велел своему сыну Чжен Ли изучить новый стиль, даже если на это потребуется потратить все деньги семьи.
Фан Цинян согласилась учить мальчиков. Возможно, она чувствовала вину за то, что сделала с Чжен Мином. К этому времени Фан Цинян почти прекратила преподавать и перепоручила проведение занятий своему мужу. Все было связано с тем, что на ней лежали все домашние дела. Сама же она подготовила здесь только четверых учеников. Супруг же воспитал в Юнчуне 24 видных ученика. 28 совместных учеников семейной пары вошли в историю стиля как « 28 талантов Байхэ Цуань». Однако, из всех наиболее прославился Чжен Ли и стал «великим наставником- старшим братом». Так, в хронике уезда Юнчунь в разделе «Предание о технике Фан сообщается : «Чжен Ли из Фэнли овладел Цюаньфа. В годы правления Цяньлун (1736-1796) Фан Цинян вместе с мужем Цзен Сы , совершив преступление, бежали в Юнчунь. Отец Чжен Ли, Чжен Мин попытался сразиться с ними, но получил ранение от которого скончался. В качестве своей последней воли он велел своему сыну учиться у Фан Цинян, и Ли стал ее учеником вместе с остальными 27 людьми».
Чжен Ли считают третьим патриархом Белого журавля. Чжен Ли родился в деревне Даюй района Гунцзяо, у подножия горы Тяньмо, в 5 км. От городка Ули, западнее Юнчуня. Эта деревня существует и сегодня. Изучив сначала Тай-цзу-цюань, который практиковала вся семья, и, пройдя полный кур «Кулака Белого журавля» и Кулака архатову Фанцинян, Литак увлекся изучением «кулачного искусства», на что потратил на обучение у разных мастеров все свое состояние. В пожилом возрасте он жил в бедности, зарабатывая изготовлением и продажей своего товара. Он мог бы быть богаче, если бы брал учеников, которых было больше, чем достаточно, но Ли долгое время не соглашался преподавать цюаньфа. Обучение у него прошли только двоюродные братья и несколько человек со стороны. Он был действительно поглощен собственными тренировками. Ему все казалось мало. Чжен Ли еще многому научился от своих названных братьев Я Ху и Линь Чуя, которые владели стилями Хуцюань (Кулак тигра) и Танглан цюань (Кулак Богомола) и был большим мастером в искусстве боя палкой, блестяще управлялся с саблей дао. Чжен Ли прошел также обучение у мастера стиля Дуцзяо хэ-цюань.
Кулак журавля, стоящего на одной ноге по имени Бай Цзе, который овладел секретом цуньцзинь - удара с кротчайшего расстояния, с трех сантиметров, и перенял все его тайны. Этот стиль выделился из традиции ушу фуцзяньского монастыря Шаолинь. Для этого стиля характерны короткие, резкие, взрывные удары, сочетающиеся со специфической техникой дыхания, сходной с дыханием школы каратэ-до Годзю-Рю.
Продолжив свое странствие Чжен Ли отточил свою технику и широко прославил «Кулак Белого журавля». Он создает тот самый стиль, который ныне известен как Юньчуньский Кулак Белого журавля (Юнчунь байхэ – цюань). К тому времени основательница Кулака Белого журавля Фан Цинян покинула Юнчунь и перебралась в соседнюю провинцию Гуандун, где было больше населения, и соответственно, в будущем больше учеников.
В Гуандуне существуют стили, несущие в себе следы влияния Байхэ-цюань. Прежде всего, это – Винчун, история основания которого похожа на предание о создании Кулака Белого журавля. Основательницей Винчун считается девушка по имени Фан Юнчунь. Спасаясь от преследований, Фан Цинян, переехав в Гуандун, изменила свое имя и в память о городе на родине мужа стала именоваться Юнчунь. К этому времени ее стиль претерпел существенные изменения, что стало фундаментом Юнчунь-цюань, который, тем не менее сохраняет много общего с различными ответвлениями фуцзиянского белого журавля.
А Чжен Ли, когда ему было около семидесяти лет, перебрался из Юнчуня в столицу Фуцзяни, город Фучжоу, в поисках лучшей доли. К этому времени он уже обучал сыновей местных помещиков и купцов. Почти все известные ныне журавлиные стили Фуцзяни и Тайваня, куда была большая эмиграция фуцзянцев, развились именно из юнчуньского Кулака Белого журавля Чжен ли или, по крайней мере, испытали его влияние. Поселившись в Фучжоу, Чжен ли, женатый уже во второй раз (первая жена умерла в молодом возрасте) на северянке по имени Сань Нань и имевший от нее несколько детей, открыл там «Двор ушу», который быстро приобрел репутацию сильнейшей школы цюаньфа в городе и далеко за его пределами.
В этот период из Окинавы приезжает молодой
Канрё Хигаонна. В течении трех лет молодой человек пытается стать учеником Чжен Ли, но мастер ему всякий раз отказывает. И после того, как в Фучжоу случилось наводнение и Канрё спас сына мастера, тот принял его на обучение. Через несколько лет Канрё стал столь великим бойцом, что слава опередила его приезд на Окинаву.